Профессиональная Деформация

Профессиональная Деформация

Про профессиональную деформацию говорят много, в разных источниках пишут разное. Кто-то рассуждает о том, что ее и вовсе не существует, кто-то же, наоборот, говорит про то, что профессиональная деформация повсеместна и грозит каждому.
           
Как же в этом разобраться?
           
Про какие-то профессии все достаточно понятно: если ты работаешь врачом, то ты не можешь не лечить всех, если ты следователь – ты априори всегда ищешь причину, которая привела к результату и находишь нарушения там, где, казалось бы их и нет.
           
Но как быть со специализациями, профессиональная деформация в которых менее очевидна?
           
И действительно ли любая профессия приводит к деформации?
           
Как профессиональная деформация влияет на личную жизнь? На работу?
           
Понятие профессиональной деформации звучит достаточно сложно, но по сути своей - это ряд приобретаемых привычек и качеств, взглядов на мир или личностных особенностей, которых нет у людей других профессий. То есть профессиональная деформация - это изменение человека, как личности. А любое изменение и отличие нас от других всегда связано с определенными сложностями, с которыми не всегда просто справится. Основной риск при профессиональной деформации – мы сами ее не осознаем. Нам кажется, что мы не меняемся. А эти изменения замечают только наши близкие люди и тогда сказывается профессиональная деформация, в-первую очередь, именно на них – самых дорогих и надежных, тех, кого мы ценим и не хотим обижать. Осознанно. Но как результат – делаем это бессознательно…

Любая ли профессия влечет за собой деформацию?

Да, любая. Если ты специалист по продажам - ты обязательно увидишь, когда продают плохо. И, скорее всего, не купишь тот товар, который тебе необходим, то есть откажешь в удовлетворении своей потребности из-за того, что видишь больше и глубже в продаже, чем другие. Или, наоборот, будешь включаться и продавать за каждого продавца в любом магазине – потому что невозможно просто смотреть на то, как продажа терпит фиаско.

Если ты работаешь в изолированной обстановке, например, пишешь код - тебе будет сложно общаться с людьми, и ты будешь предвзят в отношении логических цепочек и системы мышления своих друзей, что вряд ли им понравится. Каждая попытка коммуникации с вами будет приводить к обесцениванию и разрыву контакта…

И нет ни одной мамы-преподавателя, которая не стремилась бы воспитать всех: от ребенка до мужа, от соседки до терапевта в детской поликлинике.  Приводить примеры можно бесконечно.Однако стоит помнить самое главное - процесс профессиональной деформации имеет место быть у любого человека и в любой профессии. И его необходимо контролировать, чтобы он не стал препятствием на пути Вашего личностного и профессионального развития и не создавал Вам много проблем, решить которые в последующем будет невозможно либо очень сложно. Выделить риски от профессиональной деформации по каждой профессии в одной статье невозможно, но мы выделили общие критерии, на которые стоит обратить внимание каждому.
           
Каковы же основные риски при профессиональной деформации:

1. Снижается адаптивность личности.

Привыкнув к определённому стилю выполнения работы, человек перестает искать новое в своей профессии, применять непривычные способы выполнения задач и привносит все свои приобретенные привычки в свою личную жизнь, тем самым доставляя дискомфорт своим близким людям и разрушая свой домашний уют и тепло. Например, от природы расхлябанный человек, отработав 20 лет ревизором-бухгалтером, становится излишне педантичным, и тем самым начинает расставлять вещи по полкам, словно бы у них есть инвентарный номер, и убирать каждую пылинку, заставляя близких делать тоже самое 24 часа в сутки. Эти изменения в человеке не могут остаться незамеченными ни его близкими, ни в целом окружающими. В результате в жизни появляется много конфликтов, причин которых сам человек не видит и не понимает, потому что новое и профессиональное для него уже стало нормой.
            И все уговоры-разговоры в такой ситуации не будут услышаны, а будут восприниматься исключительно в штыки – человек не осознает, что он предвзят, делает что-то не так и нарушает чужие границы.

            Совет: приходя домой, расслабляйтесь, делайте то, что помогает восстановить ресурсы и переключиться, вернуться домой не только физически, но и эмоционально. Помните - Ваши близкие люди, это просто люди, а не Ваши сотрудники! Они имеют право на свой стиль и ритм жизни. Задавайте себе вопрос: какой я дома и какой я на работе. Помните – ответы у Вас должны быть разными, иначе эмоционально Вы с работы не уходите, а остаетесь там 24/7.

2. Ухудшается качество личной жизни.

 Когда работа уже стала чем-то основным и самым важным, и ты - матерый руководитель отдела закупок, то самым главным и важным для тебя становится приход товара в твою торговую сеть и его распределение. И тогда 24 часа в сутки ты думаешь о том, доехала ли машина, сделали ли выкладку товара продавцы и правильно ли твой категорийный менеджер сформировал акционный ПСЦ. Если встает выбор между романтическим вечером или планограммой, которую нужно сдать завтра утром - ты уверенно выбираешь планограмму, забывая о том, что ресурсы у тебя на нуле, и скоро весь запал может закончиться. Безусловно, такой запал - это прекрасно, и вовлеченность в работу нужна и важна. НО! Это не должно превращаться в систему, а скорее должно оставаться исключением из правил. Ведь для того, чтобы чувствовать себя бодрым, целостным и по прежнему вовлеченным в работу, просто необходимо соблюдать баланс рабочей и личной жизни.

            Совет: расставляйте приоритеты и взвешивайте важность и необходимость каждой Вашей жертвы - если действительно сроки горят и аврал - нужно уделить работе больше времени. Но если все можно решить утром и ничего не сгорит и не взорвется - лучше уделить нерабочее время себе, иначе вы не сможете с той же вовлеченностью и энтузиазмом, что и год назад, выполнять свою любимую работу и получать от нее удовольствие.

3. Эмоциональное выгорание.

Некоторые риски профессиональной деформации, например, такие как предыдущий, приводят к эмоциональному выгоранию. Понятие «эмоциональное выгорание» было введено в 1974 году американским психологом Гербертом Френдейбергером.
Эмоциональное выгорание может наступить у любого из сотрудников в любой компании, но наиболее сильно этому синдрому подвержены ТОП-менеджеры, a-players, ответственные сотрудники на многофункциональных участках, руководители среднего звена – все те сотрудники, работа которых связана с постоянным напряжением в части принятия ответственных решений. Так же, эмоциональное выгорание – симптом профессиональной деформации, и, на мой взгляд, самый вредоносный из всех.

Что происходит с сотрудником, когда он «эмоционально выгорает»?
  
Его физическое и эмоциональное состояние характеризуется хронической усталостью, его вовлеченность в работу начинает падать, скорость выполнения операционных задач снижается, а лояльность к руководителю и компании оставляет желать лучшего. 
Сам человек, к сожалению, далеко не всегда способен рассмотреть в своем состоянии именно этот синдром. 
Чаще всего такое состояние характеризуется тем, что работа не приносит удовольствия, руководитель не дает признания, возможности для дальнейшего развития и роста иссякли. 

И тогда человек принимает решение расстаться с текущим работодателем и отправиться на поиски более «принимающей» компании. Либо, если страх остаться без работы слишком сильный, меняет кардинально свою личную жизнь и окружение, что происходит не осознанно, а скорее из-за желания разорвать отношения с работой и невозможностью это сделать.

Эмоциональное выгорание наступает тогда, когда работа и профессиональная деформация полностью меняют человека, занимают все пространство в его личной жизни и не оставляют ему шанса на то, чтобы расслабиться и восполнить свои ресурсы. Усугубляется это состояние отсутствием внимания к самочувствию сотрудника со стороны самой компании, и отсутствием мер по предотвращению преждевременного разрыва с компанией, или с близкими людьми.

            Совет для сотрудников: соблюдайте баланс рабочей и личной жизни и любите себя! Отслеживайте свое состояние на работе – с радостью ли вы туда идете? Все также ли вы получаете от работы удовольствие? Как часто Вы улыбаетесь? Или находитесь в напряжении? При появлении первых триггеров эмоционального выгорания восполняйте свои ресурсы. У каждого из нас есть места или люди, вещи или еда, музыка или книги, которые помогают нам наполняться, расслабляться и сбрасывать напряжение. Составьте себе такой список и идите за ними при первых же симптомах, чтобы перезагрузиться и уже с радостью идти на все-таки любимую работу без ущерба для личной жизни!

Советы руководителям:

1. Внеочередной отпуск, который исходит от непосредственного руководителя – во-первых, сотруднику в состоянии эмоционального выгорания и правда нужно отдохнуть, и желательно в максимально новой для него обстановке, отличной от рабочей, ну а во-вторых, когда не ты просишь отпуск, а тебя туда отправляет твой непосредственный руководитель – начинаешь возвращать себе свою ценность и осознавать, что ты и правда важная часть этой команды, в тебе здесь нуждаются, тебя здесь ценят. А при принятии своей ценности у сотрудника часто открывается второе дыхание – ведь причиной эмоционального выгорания в таком случае может быть нехватка принятия от руководителя и потеря самоценности в этой компании. 

2.     Смена направления деятельности – часто встречается, что сотрудники на сильных позициях компетентны в разных сферах, но по роду деятельности они не могут использовать все свои навыки и компетенции в работе. И тогда, на протяжении длительного времени они начинают чувствовать себя не на своем месте, напряжение накапливается, и это и приводит к эмоциональному выгоранию. В такой ситуации, если дать сотруднику какое-то время возможность быть полезным компании и другими своими частями – он почувствует себя полноценным и начнет работать с новыми силами, а возможно и будет справляться и с новыми, и со старыми задачами. 

3.     Повышение/переименование должности. Казалось бы, как это спасает от эмоционального выгорания? Когда сотрудник долгое время работает на одной позиции и прекрасно с ней справляется, то рано или поздно у него наступает точка, когда расти и развиваться, ему уже некуда – и тогда он начинает испытывать синдром эмоционального выгорания, чувствуя себя недооцененным и преданным этой компанией. Соответственно, изменение текущей ситуации в положительную сторону создаст противоположный эффект – Вы получите живого и эффективного сотрудника.

В целом, профессиональная деформация — явление скорее естественное, чем уникальное и пугать оно точно не должно. Относитесь к ней, как к симптому, который сигнализирует о том, что пора меняться и становиться лучше, ценить себя и расставлять границы! Любите себя и свою работу и соблюдайте баланс рабочей и личной жизни!
 

|
Рейтинг (4.8)

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено